Что значит быть русским сегодня Печать
Автор: "Национальная газета"   
13.03.2009 22:24

17 мая 2004 года в зале ученого совета Московского гуманитарного университета состоялось торжественное вручение конкурсных наград и дипломов победителям конкурса на лучшее сочинение на тему «Что значит быть русским сегодня»... С поздравлениями выступили и награды вручали ректор университета, председатель Совета ректоров негосударственных вузов, академик РАН и РАЕН, доктор философских наук И.М. Ильинский и председатель конкурсной комиссии А.Н. Севастьянов.

В своем выступлении ректор И.М. Ильинский отметил важное значение подобного конкурса, проводимого впервые в истории России. Он обещал, что все шестьсот с лишним сочинений будут изданы комплексно и станут предметом изучения социологов, а также что руководимый им университет приступит к важнейшей задаче: к созданию учебника по истории русского народа. Как известно, такого учебника у нас тоже никогда не было, несмотря на обилие учебников по истории России как государства. Но ведь понятно, что это далеко не одно и то же...

Как только в печати прошли первые сведения о нашем уникальном конкурсе, незамедлительно последовала реакция со стороны врага... Я ждал чего-то подобного, но не думал, что наша культурническая, в общем-то, инициатива вызовет такую ярость и бешенство... Если враг клянет и клеймит, брызгая слюной, значит ты попал «в десятку». И сразу всем все стало ясно. Вот оно в чем дело!.. Вот отчего такой испуг! Страшно стало: а вдруг да вырастет настоящая русская элита с русским национальным сознанием, да возьмется наводить порядок в стране своих предков!.. Да и спросит с временщиков: а что это вы сделали с нашей Россией?!

Могу заверить: так и будет... Посеянное семя взойдет.

Председатель конкурсной комиссии: А.Н. Севастьянов.

* * НОВОХАТСКАЯ Валерия Андреевна, родилась 18.03.88 г., проживает в г. Калининграде; родители: Новохатский В.С., русский; Новохатская Е.М., белоруска.

Я РОДИЛАСЬ в российском анклаве - городе Калининграде, бывшем немецком Кенигсберге, в семье врачей. Здесь, у побережья любимой Балтики, я прожила 15 лет. Здесь я впервые осознала себя русским человеком, ощутила свою принадлежность к самобытной нации, к великой, но пока еще не понятой мною до конца, стране России...

Как и все мои сверстники, я мечтаю получить хорошее образование, обрести настоящих верных друзей, найти себя в любимом деле. Только вот что там впереди - во многом зависит от нас самих, сегодняшних школьников. А мы все такие разные! «Младшая поросль» сегодня свободно размышляет и тонко чувствует, не приемлет лжи и лицемерия со стороны взрослых ни в какой форме. Мы - русские не только по происхождению, потому что среди моих сверстников много украинцев, евреев, литовцев, белорусов, но и потому, что все мы - жители России, а это объединяет и сближает нас в общих устремлениях и идеалах.

Быть сегодня русским человеком очень не просто, поскольку наша страна переживает нелегкое время, да и сам по себе русский человек представляется мне очень сложным многогранником, сгустком разнообразных эмоций и чувств и выразить его характер несколькими фразами абсолютно не получится.

В своем сочинении я хочу представить русского человека радугой, которая появляется в небе после теплого солнечного дождя и переливается всеми оттенками: от красного до фиолетового.

Фиолетовый цвет радуги ассоциируется у меня с прошлым моего народа, нашими предками. В красный цвет я вложила свои размышления и переживания. Зеленый цвет - это то, что мы должны сделать для сохранения нашей неповторимой природы. Голубой - цвет поэзии, мечтаний и грез, что всегда было в характере русского человека. Желтый оттенок радуги - это мои детские солнечные воспоминания. В синий цвет я вложила особенности русских людей нашего Балтийского региона. Ну, а заключительным аккордом моего сочинения прозвучит оранжевый цвет - самый оптимистичный, обращенный к будущему России, к моим ровесникам XXX-го столетия...

Быть сегодня русским человеком - это, значит, не ругать великую Россию, нигде и никогда не умолять достоинств нашей страны. Да, сегодня она еще больна, еще чуть-чуть прихрамывает, потирает уставшие глаза и почесывает больную спину, глотает валидол и покашливает, но - лечится! И доктора у нее - славные. А значит выздоровление - неизбежно! Нашу Калининградскую область окружают благополучные европейские страны, но это ни в коей мере не означает, что мы стремимся во всем быть похожими на них. Мы помним о своих корнях и остаемся русскими всегда!..

Быть сегодня русским человеком - это, значит, всегда помнить историю своего народа, знать, откуда мы и куда. Только оглядываясь на идеалы прошлого, которые уже в вечности, мы продвигаемся вперед. Для меня мое прошлое - это мои прабабушки и прадедушки, о которых я знаю до пятого поколения. Это дедушкин сад, сирень под его резными окнами, это варенье по рецепту бабушки, это первый мамин букварь, который с любовью хранится в старом книжном шкафу. Древнерусское представление человека - выразитель рода, и как жаль, что мы часто забываем об этом...

Бабушка вечернюю порой

Мне тихонько песни напевает

И всегда с тоскою неземной

Об ушедших предках вспоминает.

С мамой я брожу в шестидесятых,

Слушая о прадедах родных,

Что погибли на войне проклятой,

Защищая правнуков своих.

Приезжаю с папой я на Волгу,

В тишине Мамаева кургана

Думаю порою долго-долго

Я о предках дедушки Степана.

И живут во мне воспоминанья,

К ним я обращаюсь в трудный час.

Несмотря на годы-расстоянья

Так хочу похожей быть на вас,

Александра, Дарья и Прасковья,

Николай, Герасим и Парфен,

Вы с большой и искренней любовью

Продолжали род наш. Он нетлен,

Потому что разрослась большая

Дружная, хорошая семья.

В ней живет традиция простая -

Знать: откуда, кто мы и куда.

Не забуду бабушкины песни,

Детям их и внукам пропою,

И семью беречь мы будем вместе -

Маленькую родину мою!

Быть сегодня русским - это, значит, видеть дальше, чем видно и слышать больше, чем слышно. В той же степени, что человек, к сожалению, не защищена и наша природа. В моей стране принято много законов об охране природы, однако, карательными и запретительными мерами эти проблемы не решить. Нам в школе преподают экологию - это правильно! Остается только воспитать в себе высокую культуру, частью которой является и экологическая составляющая. Русский человек сегодня обязан защищать и оберегать природу!..

Быть сегодня русским - это значит много работать над собой, если надо, уметь развернуться на 180 градусов и всё начать с нуля. Как часто мы не можем устоять перед маленькими соблазнами и скатываемся в пропасть зависти, лжи, лицемерия, пошлости и бескультурья. И это всё не оттого, что у многих плохая жизнь, а потому, что они ничего не хотят менять в себе и в своем окружении. Мне стыдно, что у нас много бомжей, алкоголиков, беспризорников. Но по-настоящему жалко только стариков. Из-за их нищеты и немощности, брошенности и забытости. И гораздо страшнее не физическое сиротство, а духовное, которое, к сожалению, еще имеет место в нашем обществе...

Сегодня мы - россияне, и быть русским человеком - это, значит, с первых лет своей осознанной жизни ощущать принадлежность к великому народу. Большая ответственность за это лежит, как мне кажется, на семье. Папы и мамы, дедушки и бабушки, учителя и воспитатели, начальники и руководители, побольше рассказываете нам о нас, побольше показывайте русское и русских по телевизору, откажитесь от пошлости и иностранщины, которая сверх всякой меры окружает нас!..

Быть сегодня русским - это, значит, быть образованным и свободным человеком. Знать, ценить и уважать русскую культуру. Стремиться к познанию мирового наследия, видеть в нем примеры для подражания, но оставаться при этом истинным патриотом России. Эти слова от всего сердца, это я уже испытала и пережила на себе. В неполные 16 лет я побывала в Германии, Финляндии, Швеции, Польше, Литве, Белоруссии, заработав эти путешествия собственным трудом, - я изучаю иностранные языки, участвую в конкурсах, делаю экологические проекты, побеждаю в олимпиадах, пишу стихи. Но я еще так мало видела исконно русские земли и мечтаю посмотреть Золотое кольцо России, наш Алтай, сопки и гейзеры Дальнего востока, Сибирский край...

Так вот, как бы хорошо не было за границей, - мне всегда хотелось домой! Такого веселого, вольного, открытого характера, как у русского человека, я не встречала нигде. И мы должны сделать все, чтобы в нас почувствовали умных, равноправных партнеров. Мы должны прекрасно владеть родным языком, непременно знать иностранные языки, очистить страну от грязи, а души свои - от скверны. Мы должны многое уметь, знать и многому учиться. Опять-таки из собственного опыта знаю, что когда часами работаешь, каждая минута отдыха кажется необыкновенным счастьем. А вот, когда часами отдыхаешь, каждая минута работы - будто каторга...

Меня, как и многих россиян, не может не волновать сегодня и то, что нас русских умирает больше, чем рождается. Становится страшно от мысли, что великая нация может со временем исчезнуть. Надо срочно что-то предпринимать! Предлагаю каждой молодой семье предоставлять государственную квартиру, ведь это не нормально, что в нашем большом, богатом, красивом доме России негде жить, когда все прекрасно знают, что только семья, дети, хорошо оплачиваемый труд, спокойная старость - достояние любого цивилизованного государства!

Быть сегодня русским человеком - это, значит, использовать все свои возможности для того, чтобы будущее было безоблачным и прекрасным. Хотеть - мало. Надо хотеть и делать. Делать - мало. Надо всё делать хорошо, не думая о почестях и наградах. Делать хорошо - мало. Надо свой опыт передавать детям и внукам. Передавать детям и внукам - мало, потому что их с каждым годом всё меньше и меньше рождается. Значит - надо рожать больше! А для этого обеспечить достойную жизнь каждому россиянину...

Радуга появляется в небе после теплого солнечного дождя. Она завораживает своей красотой и таинственностью. Вот так и русская таинственная душа, пережив все беды и напасти, обязательно обновится и засверкает всеми оттенками добродетели и любви.

Я обращаюсь ко всем русским: «Даже, если вы сегодня не видите на небе радугу, то хотя бы верьте в то, что там, за тучами, она все-таки живет, и придет время - обязательно прольется на землю и в сердца русских людей разноцветным солнечным счастьем!»

 

* * САБЛИН Александр Евгеньевич, родился 26.02.88 г.; проживает в г. Липецке; родители: Саблины Е.М. и О.И., русские.

Странный мы все-таки народ. Не думаю, чтобы немцы, французы или американцы размышляли над подобными вопросами. По-моему, американцам просто некогда: они - зарабатывают деньги. Рассудительные немцы с детства знают, как они должны жить. А в характере французов есть какая-то веселая легкость, которая не позволяет им долго задерживаться на серьезной мысли. И только мы, русские, любим пофилософствовать, иногда в ущерб практической стороне своего существования. У нас плохие дороги? Забор возле дома падает? Зато два Ивана на лавочке возле покосившегося забора о мировой политике говорят или о космосе беседуют. Такими мои соотечественники были всегда...

Мысль потребность нашей души, ее питание. Она направлена не столько на внешний мир, сколько на внутренний. Жить разумом для русского так же тяжело, как привыкнуть к европейской пунктуальности и просчитывать все хотя бы на два хода вперед. Странно, потому что мозги наши в мире очень ценятся. Русский Левша и сейчас всех мастерством превзойдет. Но, как правило, это будет штучная работа, а не массовое производство. Ему же, Левше этому, надо не просто горшок слепить или лапти сплести, а душу вложить. Если душа не возрадуется, то и жизнь в тягость станет, а там и в запой легко уйти. У нас в России их два - трудовой и винный.

Иностранцы никак не могут понять нас и выдумали что-то о загадочной русской душе. А мне кажется, мы всегда были открыты, может быть, даже больше остальных. Другим трудно догадаться, что действительная жизнь у нас на втором плане, а на первом - жизнь души, для которой понятия «расчет», «выгода» бесполезны, потому что она тянется к идеальному. И живем мы поэтому или сегодняшним даже не днем, а часом, или далеким будущим, которое светит нам из своего дальнего далека, словно звезда из тумана, и по причине безмерной удаленности кажется такой прекрасной, такой светлой.

Я давно заметил, что русских красота привораживает, умиляет до слез и как-то очищает. И.С. Тургенев это знал, в его «Певцах» чуть надтреснутый, глубокий голос Яшки Турка пробуждает лучшее, в самых последних грешниках и никчемных людишках (правда... ненадолго). Я и сам не могу без волнения смотреть на разноцветные купола Василия Блаженного, люблю стоять в тишине маленького елецкого храма и думать о тех, кто покрыл его стены замечательной мозаикой, восхищаюсь затейливо украшенными крестьянскими костюмами в краеведческом музее моего города. Везде, где проявляется душа, русские одни из первых. Мой народ создал гениальную музыку, знаменитую балетную школу, вырастил великих художников. Русская литература до сих пор духовно питает мировую культуру. Но и упасть русский может до последних глубин греха.

Говорят, что мы люди крайностей. Я тоже заметил, что русским скучна середина, поэтому они часто ходят по краю. Среди нас много героев, но много и пропащих, тех, кто прожигает свою жизнь, растрачивает ее зря. Плохо. Но этот же факт говорит о творческих возможностях русской души, которым просто необходимо найти достойное применение. Если перед моим соотечественником есть цель, он горы свернет. Это предвещает необыкновенные взлеты духа, но может стать и причиной катастрофы: в семнадцатом году XX века чистые и честные люди попали под власть идеи о царстве равенства и братства на земле и стали проливать кровь сограждан.

Вера всегда ограничивала буйную русскую натуру. Без нее русский слабеет, начинает метаться, пьет и бездельничает. Вера же его облагораживает и подвигает на многое: на щедрость души, на жертву ради другого, на творчество и упорный труд. Только вера, как и цель, должна быть высокой, православной. Именно она уже много веков помогает моему народу сохранить себя в самых суровых испытаниях. Недаром в былинах богатыри защищают землю от поганых, то есть от иной веры, а каждая эпоха рождает своего протопопа Аввакума - бесстрашного защитника истины. Это совесть нации. Совестливость - самая лучшая наша черта. Даже падая, русский человек всегда помнит ощущение полета, высоты, красоту неба. Поэтому не может жить спокойно: совесть грызет его, высокое влечет к себе, вызывая недовольство собой.

Пример лучших людей Отечества свидетельствует о том, что в прежние времена быть русским означало жить духовной жизнью, вечно искать идеал, терять и находить веру, укрепляясь в ней, преодолевать трудности, отчаиваться и смиряться, страдать и все же понимать значимость своей жизни, корнями врастать в свою родимую землю, да так, что отодрать можно только с кровью.

А что же значит сейчас, в начале XXI века, быть русским? Да, наверное, то же самое, только в других условиях. Это никогда не было легко, тем более трудно сейчас, когда Россия вновь переживает великий переворот. Мы хотим вновь включиться в мировую историю. Наши люди так долго жили в государстве, которое не заботилось об их повседневной жизни, что теперь стараются воспользоваться плодами западной цивилизации, еще недавно не доступными им. Жвачка, кола, американские фильмы, казино, роскошные дома, ночная увеселительная жизнь... Многим кажется, что это и есть настоящая жизнь. Быть сегодня русским - значит не поддаться этой имитации полноты жизни, не сделать потребление смыслом своего существования, но взять от заграницы все лучшее, направленное на благо человека.

Оглядываясь на историю, я понимаю, что для нас это возможно... И это совсем не стыдно. Наши предки... со времен Петра учились за рубежом строить корабли, лечить, делать фарфор, осваивать науки. Нынешнее поколение, я уверен, готово к этому. И сегодня мы способны из чужого семечка вырастить свое деревце.

Надо отдать должное иностранцам, ехавшим в дикую заснеженную Россию в поисках применения своих сил и способностей. Ради возможности обрести себя они бросали лучшее. Но не всегда я понимаю тех сограждан, которые покидают свою больную страну ради бытового комфорта. Одно дело, если ученому или музыканту не дают возможности работать или им не хватает творческой свободы. Но стыдно ради лишнего куска бросать близкого, когда ему плохо. Достойнее пережить со своей родиной все, что выпадет ей на долю.

Да, это очень тяжело видеть на улицах своего города нищих, знать, что тысячи семей живут за чертой или на грани бедности. Горько каждый день по телевизионным передачам и местным происшествиям убеждаться, что мафия в стране - реальная сила, охранять свой дом ночью, чтобы его не взорвали террористы. При этом надо не очерстветь, не сделаться равнодушным, а помогать людям по мере сил. Быть русским сегодня и означает не озлобиться от бытовой неустроенности, от наглости имеющих деньги и власть, сохранить тот философский склад ума, который так часто встречается среди наших крестьян, их способность терпеть и прощать.

Сегодня Россия - огромная стройка, где не хватает всего и всех: денег, станков, жилья, дворников, врачей, цивилизованных предпринимателей и умных хозяйственников. Быть в такое время русским - значит готовить себя к серьезному труду и работать не покладая рук. Иногда я думаю, что мы худшие, но когда слышу, как русские смеются над собой и ругают себя, понимаю: падшие, но не последние. Наверное, осталось в нашей душе что-то здоровое и сильное, и нельзя позволять миру думать о нас плохо...

Я знаю, что современный русский человек нравственно как бы расшатался, много у нас дряни и грязи. Но когда нормальный человек видит это, у него возникает желание отмыть и отчистить, навести порядок. А среди русских всегда были и есть достойные люди, к которым не пристает никакая житейская грязь. За их-то светлые души Бог и не оставляет нас. Не думаю, что путь, выпавший на долю такого великого народа, как мой... бесполезен. Наверное, мы получаем горький опыт, нужный всему миру. Это страшно, но такова судьба, которая есть не только у каждого человека, но и у всякого народа... Многие умные люди моего Отечества считают, что у России есть своя миссия: вести народы Европы к свету высшей истины, которую русские никогда не теряли из виду. Она (миссия) не дает привилегий, зато накладывает огромную ответственность... Помнить об этом, верить в свой народ, стараться сохранить его идеалы и хотеть стать лучше - значит быть русским сегодня.

 

* * БОРИСОВ Артем Дмитриевич, родился 17.11.87, проживает в Мурманской обл., г. Кандалакша; родители: Борисовы Д.В. и Л.А., русские.

Любую проблему у нас в стране - от самой незначительной и до глобальной - можно решить, если удастся найти ответы на два извечных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»

Чуть более десяти лет прошло с того момента, когда на территории, именуемой РСФСР, было принято решение о начале строительства другой, на этот раз - демократической России.

К сожалению, идеологи и прорабы новой государственности в стремлении сделать «...как лучше», в очередной раз что-то недодумали и недорешали. И у нас опять не получилось одним махом перепрыгнуть из незавидного «вчера» в светлое «завтра», с его всеобщими благами, обеспеченностью, сытостью.

Справедливости ради надо отметить, что создавать новое пришлось на пустом месте, ибо сложности, с которыми столкнулась новая власть, корнями своими уходили в далекое и непростое российское прошлое. И если обществу, сегодня не удастся разобраться с основными из них, ставшими причиной неудач, в том числе, и реформ последнего десятилетия, скольжение страны по наклонной плоскости будет продолжаться с нарастающей скоростью.

Кто виноват? Одной из таких причин, на мой взгляд, явилось сложившееся и культивируемое на протяжении веков неуважительное, если не сказать - хамское отношение к титульной (то есть русской) нации, от морального, нравственного и физического самочувствия которой в первую очередь зависели и благосостояние всех ее ста наций-соседей и страны в целом. Предлагаю вспомнить, в каких условиях столетиями жила (или существовала - что справедливее?) большая часть населения России. Отношение к людям как к рабам или вещам, к винтикам огромной государственной машины или обслуживающему касту избранных персоналу, едва ли не ежедневное их оскорбление и унижение не могли не сказаться на некоторых чертах русского национального характера. Именно отсюда растут корни у неизжитой до сей поры рабской психологии, производные которой - безынициативность, холуйство, боязнь принять собственное решение, надежда на начальника или государство, как главных вершителей людских судеб. И одновременно - стойкая ненависть к тому, от кого так сильно зависишь...

Подобное отношение к нации, составляющей костяк и основную силу громадного государства, привело к тому, что сами русские не научились ощущать себя единым целым и, что не менее важно, уважать себя как нацию, а каждого ее представителя - как человека.

Разбросанные по огромной территории русские как нация оказались разъединенными просторами России физически... Уверенные в своей силе (а кроется эта уверенность в памяти о былых национальных победах), русские не испытывают потребности или необходимости быть дружными или хотя бы сплоченными, как того требуют интересы самосохранения нации.

Сегодня, как никогда, русских не объединяют общие, архиважные для нации цели, задачи, идеи. Не потому ли Россия ныне топчется на месте, подобно ослепшему в своей пещере циклопу.

За последние столетия потерян и такой объединяющий нацию фактор, как религия. Никто не может сказать, сколько времени понадобится на то, чтобы объединить под православным знаменем тех сегодняшних язычников, кому небезразлична дальнейшая судьба великороссов?

Уже в течение длительного времени не обозначает своего участия в обсуждении давно назревшего русского вопроса государство российское. Вероятно, оно считает бестактным в столь многонациональном сообществе позаботиться о государствообразующей нации. Но в таком случае оно опрометчиво забывает простую истину: когда заболевает позвоночник, рассыпается в прах и весь организм...

Все беды страны отнюдь не в повальном пьянстве и лени русского мужика, не в дураках и дорогах, а в отсутствии обычной любви к Отечеству у многих её граждан. С юных лет не наученные этому великому чувству семьей, близкими или обществом, они не могут проявить (ибо нечего проявлять-то) его и к Родине. Под чувством любви у них понимается стремление дать совет, научить уму-разуму. Но Россия не нуждается в наших нравоучениях и подсказках, ей нужно, чтобы каждый из нас был с ней рядом в годину тяжелых испытаний и мог пожертвовать ради нее самым дорогим, что у него есть.

Что делать? Сегодня, когда каждая нация, не отвергая принципов глобализации (а может, в противовес им), бережно сохраняет свое прошлое и защищает свое будущее, не грех и нам, русским, заняться тем же.

Правда, глядя на окружающую нас разруху в экономике, вялость властей и моральную усталость народа (у нас, в провинции, поверьте, все это просто «режет» глаза), очень трудно поверить, что и недавно народившееся государство, и самый многочисленный из населяющих его народов могут достичь достойного будущего. Но и иным оно быть не может у великой нации, которая заслужила его кровью, потом и слезами всех своих поколений, их ратными и трудовыми подвигами. Величие нации - не в численности ее населения и не в размерах занимаемой им территории. Оно - в способности народа противостоять историческим обстоятельствам, превратностям судьбы, врагам. В этом отношении русским нет равных. Изучая историю Отечества, удивляешься, каким же образом оно смогло выдержать столь ужасные по силе удары, не рассыпалось и продолжает существовать уже вторую тысячу лет...

Я не буду рассуждать о том, что обязано делать государство в лице его многочисленных структур, правительства и президента, чтобы поддержать нацию, поставленную ныне в унизительное положение. Уверен, оно без нашей подсказки прекрасно знает свои обязанности, обладая к тому же неизмеримо большей (в том числе и негативной) информацией по этой теме, чем мы. Не буду я распространяться и о загадочных глубинах русской души, о превратностях и особенностях русской истории, - об этом всё, или почти всё, сказали классики национальной литературы и корифеи науки.

У нашего конкурса, если я правильно понял его цель, чисто практическое и прикладное значение: выяснить, что именно каждый из нас, русских, может сделать для того, чтобы продлить жизнь нации. В равной степени этот вопрос должен относиться как жителям столиц, так и тем, кто мечтает навсегда уехать из своих забытых властью провинциальных городков и поселков.

Так что же значит быть русским сегодня? Если на улице какого-нибудь заштатного городка задать этот вопрос первым встреченным молодым людям подозреваю, что ясного и полного ответа на него мы не получим. Скорее всего, большинство опрашиваемых ограничатся пожеланиями изучения истории страны и обычаев народа, его традиций, - вот, пожалуй, и весь «национальный набор». А люди старшего поколения эмоционально опишут все «ужасы» современной жизни и будут утверждать, что «...раньше было лучше». Оставляя без комментариев высказывания старших, замечу, что не имею особых претензий и к молодежи.

Мало родиться русским, им еще надо стать. А как это сделать, если далеко не в каждой семье ребенок сыт и счастлив, если родители не рассказывают ему русских народных сказок и не поют на ночь русских колыбельных, поскольку сами когда-то засыпали под мелодии зарубежных рок-музыкантов. Да и позже, часто ли, окружающая жизнь будет напоминать человеку о принадлежности его к русской нации?

С чего начинается Родина? Еще один извечный русский вопрос. Для тех, кого действительно задевает за живое тема этого сочинения, она должна начинаться с восстановления памяти о предыдущих поколениях своих родных и близких, связей с их потомками. Иваны, не помнящие родства, обречены на вымирание. А вместе с ними и некогда великая держава.

Даже в самых отдаленных уголках нашей родины не перевелись еще инициативные люди, которые часто по собственному почину и на свои «кровные» занимаются изучением, сохранением и популяризацией местной и краевой истории, культурных традиций и обычаев. Поддержать их усилия, помочь познакомить молодежь с родной нацией через изучение истории и обычаев малой родины, - первейшая наша обязанность.

Поскольку государство не очень охотно идет на обсуждение проблем русской нации, этот вопрос должен инициироваться «снизу»... На мой взгляд, давно назрела необходимость создания на местах, на общественных началах, русских национальных центров, в сферу интересов которых должны входить, в частности, изучение русской (в том числе краевой) истории, родного языка, культурного наследия (песен, танцев, обрядов той или иной местности) и активная популяризация этих знаний среди населения. Деятельность таких центров должна способствовать также разрушению барьеров (в том числе социальных), которые складываются сегодня между людьми и разъединяют общество на касты и группки одиноких невостребованных индивидуалистов. Работа таких центров должна координироваться, положительный опыт - обобщаться, анализироваться и распространяться по всей России...

На средства новых Третьяковых и Морозовых необходимо наладить выпуск народной общеобразовательной литературы по нашей истории и культуре, приуроченной к какой-либо знаменательной дате, и распространять ее среди населения, чтобы люди почувствовали и свою причастность к героическому прошлому Отечества. Подобная деятельность, проводимая центрами по всей стране, будет создавать главную силу демократического общества - общественное мнение, не считаться с которым не рискнет даже наше государство.

Для тех, кто искренен в своем стремлении «...быть русским» не только сегодня, но и завтра, особую важность приобретает проблема воспитания у подрастающих поколений национального характера, потому что в данный момент нигде: ни дома, ни в школе, ни на государственном уровне ей не уделяется должного внимания. Вероятно, и потому, что нет методики такого воспитания. Значит, нужно ее разработать, вернув нации такие ранее присущие ей черты характера, как доброта и сострадание, отзывчивость и самопожертвование, открытость миру и героизм, верность слову и трудолюбие, умение учиться и учить других...

Не мне судить, насколько разумны и выполнимы мои предложения, перечень которых этим не исчерпывается. Но одно для меня совершенно ясно: под лежачий камень вода не течет. И не следует ждать момента, когда судьбой угасающей нации будет вынуждена заниматься ООН...

Мы, русские, никогда не узурпировали своего права на особое отношение к многонациональной России. Право любить ее, служить ей принадлежит всем, для кого слова «честь и достоинство России» - не пустой звук. Во благо великой страны жили немка Екатерина II и грузин П. Багратион, датчанин В. Беринг и шотландец Я. Брюс, итальянец Б. Растрелли и многие-многие другие из тех, кто, не считая Россию своей исторической родиной, отдавали ей свои честь, шпагу, талант.

В дружной семье народов, объединившихся под трехцветным российским флагом, русской нации по праву должно принадлежать свое достойное место. А наша основная задача заключается в том, чтобы сохранить его для своих потомков.

 

* * ИВЛИЕВ Евгений Александрович, родился 13.09.87, проживает в Мордовии, г. Ковылкино; родители: Ивлиевы А.В. и Л.Д., русские.

Русский народ - это великий народ-исполин. Народ-патриот, народ-победитель, сильно любящий свою Родину... Октябрь 1917 года был дерзновенной попыткой дать человечеству новый строй, в котором не было бы ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых... А когда на нас ринулись гитлеровские полчища, весь советский народ от мала до велика встал на защиту своего Отечества... Героизм русского солдата и труженика тыла сломил военную машину империализма. Это был подвиг русского народа, не имевший равных в истории...

Советский народ, окрыленный победой, с удвоенной энергией приступил к восстановлению разрушенного войной хозяйства. По росту производства СССР в послевоенные годы не имел равных в мире... На мощной экономической базе, созданной в стране, решалась задача повышения жизненного уровня народа. Были забыты слова: нищета, безработица, беспризорность, безграмотность. Нормой жизни нашего народа стали всеобщее бесплатное образование, бесплатная медицинская помощь, право на труд и на достойный отдых.

Но вот наступила «перестройка», которой восхищался М. Горбачев, а Ельцин привел к расколу Советского Союза. Нашу державу не смогли внешние враги сломить, покорить. Западные воротилы решили подорвать устои изнутри. А наши недальновидные политики помогли этому.

В последнее десятилетие пришли в упадок промышленность, сельское хозяйство, процветала безработица.

Нанесла большой урон приватизация. Крупные объекты были приватизированы за низкие цены «деловыми людьми»... А простой народ стал очень бедным. Десять процентов в нашей стране жирует, а девяносто влачит жалкое существование.

Платное образование и здравоохранение, все платные услуги поставили русского человека в невыносимые условия жизни... Простой русский народ сейчас унижен, он хватается за соломинку, чтобы выжить.

Россия переживает трудные времена.

Что значит быть русским сегодня? Наиболее убедительно звучит сегодня ответ тех, кто связывает русскость с православием. Быть русским - значит быть православным. Эта точка зрения отстаивается владыкой Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. В книге «Битва за Россию» он пишет: «Русскому народу определено Богом особенное служение, составляющее смысл русской жизни во всех ее проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповрежденности нравственное и догматическое вероучение, принесенное на землю Господом Иисусом Христом. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам земли.

Понятие «русский» не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения».

Русский - это тот, кто является частью своего народа и благополучие его ставит на первое место, тот, в ком живет чувство принадлежности к своему народу, для которого задача сохранения и развития русского народа есть его личный нравственный долг.

С этим чувством связана ностальгия или тоска по Родине, когда мы вынужденно покидаем ее. Этим русские не похожи на представителей других народов. Через это чувство обретается честь, достоинство и благородство каждым, кто способен к самопожертвованию, подвигу, лишениям ради своей Родины...

Тот, кто посягает на нашу Родину, кто ополчается на русский народ - тот наш враг.

Но наши враги сегодня - это не только те, кто воюет с нами, кто грозит захватом и порабощением, а те, кто навязывает нам свою волю, заставляет служить своим целям, прививает свою психологию, свое отношение к жизни, не принимая во внимание наши традиции, самобытные творческие начала русского народа, будь то в философии или искусстве, экономике или политике.

К посторонним мы должны относиться как к гостям или туристам: уважительно, приветливо, но нельзя делать их судьями, учителями в наших делах. Они не должны «лезть в чужой монастырь со своим уставом». В противном случае нужно указать им на дверь.

Говоря о праве народа и человека жить на своей Родине, я подразумеваю, что жить - это не просто существовать, а быть хозяином родной земли и слугой своего народа.

Чтобы быть своим для своей Родины, надо познать себя как представителя своего народа и жить согласно этому представлению.

В наше время, когда поколеблены основы патриотизма, когда подорвана наша принадлежность к великому и могущественному государству, когда русская культура вытесняется низкопробными суррогатами других культур, когда огромные усилия прилагаются к тому, чтобы мы потеряли веру в себя, в свои творческие способности - наше единственное спасение: осознать и исповедовать свой русский национализм.

Сознание своей принадлежности к великому русскому народу долго заслонялась сознанием причастности к могучему Государству. Хотя могущество это поддерживалось за счет русского народа. Сейчас ситуация изменилась: современная Россия настолько уступает размерам и мощи своих великих предшественников, что возникает чувство невосполнимой потери, утраты важной опоры нашего существования. Прежде всего, надо восстановить внутреннюю опору, найти и освоить новые формы государственного, социально-экономического и культурного строительства, которые будут соответствовать духу народа, выражать его творческие возможности. Только тогда мы встанем на путь возрождения нашего народа и нашей Родины.

Но каково состояние русской культуры и положение русского народа в России в настоящее время?

Русский язык наводнен иностранными словами, русское художественное слово, русский театр, опера, балет, музыка - загнаны средствами массовой информации в резервацию. Состояние музеев, библиотек требует государственной поддержки, они находятся в бедственном состоянии. А русская школа называется так только потому, что преподавание в ней ведется на русском языке, но процветает пестрый национальный состав, как учеников, так и преподавателей. В еврейских школах, которых в Москве более 10, преподаватели и ученики - только евреи.

Русский народ составляет 85% населения России, но положение его принижено по сравнению с национальными меньшинствами. Он не занимает соответствующее положение во властных структурах как государствообразующая нация.

В современной России нет такой инстанции, куда русский человек мог бы обратиться со своими проблемами, в том числе национально-культурными, не как гражданин на общих основаниях, а именно как русский человек. Поэтому русским необходимо самим брать в руки дело русского образования, культуры и науки. А государство должно в этом деле помогать.

 

* * ЗОТОВ Александр Александрович, проживает в г. Новосибирске; родители: Зотовы, русские.

Что значит быть русским сегодня? К огромному сожалению, этот вопрос сейчас особенно актуален. А ведь в старые времена такое и в голову никому бы не пришло, все и так знали, кто такие русские и что, значит, быть русским...

Люди знали и помнили о своем происхождении, расе и предках. Об этом говорится в книге Велеса: «Мы - русы, и помним о славных делах наших и песни поем отцов наших. Не забудем никогда то, что мы сыны отцов наших и да имеем любовь к памяти их, и скажем о них, что они были силой нашей, а сила к нам идет от них, которые молятся о нас».

Даже во времена Романовых самосознание русского народа было высоким. Быть русским было почетно. Это означало еще и огромную ответственность за свой народ империю и Честь. Русскими считали себя, например, Пушкин и Багратион, хотя первый был отчасти негром, а второй грузином. И эти люди своим делом доказали, что они имеют полное право называться русскими.

На Западе нас считали и считают варварами, но это всего лишь попытка убить свой страх перед русской мощью. К сожалению, сейчас этот страх улетучился. Произошло это потому, что мы забыли, кто мы такие. Советская пропаганда интернационализма, а затем и «умелые» реформы 90-х гг. сделали свое дело.

Глядя на свое поколение, остается только с горьким сарказмом отмечать, что тех, которые «выбрали пепси» все же больше, чем тех, которые считают себя русскими. Ведь даже когда, при ответе на вопрос о национальности, люди говорят «Я - русский», - уже по интонации можно понять, кто человек по национальности: россиянин или русский.

Следует отметить, что кроме расового признака, «русский» - это еще и состояние души. Поэтому русскими называли себя и некоторые люди других национальностей. И зачастую они имели полное право считать себя таковыми.

В наше время люди забыли, что быть русским - это еще и быть готовым помочь своим собратьям по расе (имеются в виду славяне), вере или же просто своим соседям. Сейчас на человека, помогающего (зачастую безвомездно) смотрят как на идиота. Принцип общинности и взаимопомощи отброшен как пережиток прошлого или как нерыночный, или там, немодный принцип жизни...

Чтобы выжить как народ, как нация, как мощный суперэтнос, наконец, нам необходимо, прежде всего, вспомнить свое прошлое и сравнить: кем мы были и кем мы стали. Не зная прошлого, не построишь и будущего. Каждый русский должен, прежде всего, осознать, что он РУССКИЙ и что его жизнь и состояние его страны зависит в первую очередь от него самого, и что для того, чтобы улучшить свою жизнь, необходимо что-то сделать самому. А дальше, осознав и почувствовав себя РОССОМ, человек должен помочь осознать это людям, его окружающим. Это своего рода «принцип вируса». Но только «вирус» этот исключительно полезен для организма страны...

В первую очередь, доказывать свою полезность своему государству и всем остальным гражданам должны сами русские. Потому что если стержневой этнос будет сильным, в Империи будет достаток и не будет никакого сепаратизма. В этом и заключается принцип здорового национализма. А сейчас, если просто понаблюдать за людьми на праздниках, различных гуляньях, просто где-нибудь в парках - русские являются самой пьющей нацией в РФ. Даже различные нацмены так не пьют, находясь, однако, в компании. Конечно, во многом это связано с воздействием СМИ (взять хотя бы рекламу пива), но все же должна быть какая-то сила воли и чувство достоинства. Необходимо методично вдалбливать в сознание людей то, что раз ты русский, то и веди себя подобающе, ведь ты элита, твои предки построили великую страну, и не к лицу русскому опускаться до скотского уровня.

Пьянство и национальное самосознание несовместимы. Если человек не в состоянии контролировать себя, не знает чувства меры, то он не может быть элитой. Это не русский - это россиянин.

Поэтому русские и должны доказать (особенно сейчас) всему миру, своим соседям по федерации и особенно самим себе, что они могут подняться, подобно фениксу, из этого хаоса, что они - элита. Мир уважает силу.

Быть русским - это уметь созидать на благо своего Рода, общества и Империи. Быть русским - это уметь управлять, уметь вести за собой татарина, калмыка, чукчу и многих других, уметь находить компромиссы между ними и добиваться от них необходимых результатов.

Быть русским - это чувствовать ответственность за свою землю, готовность защищать ее от врагов.

Русский - это воин, правитель, лидер, защитник своей земли и культуры.

Я - русский.

 

Что значит быть русским сегодня из газеты: «Национальная газета» N5 - 7, 2004 г.

 

 


Новгородская региональная
общественная организация
любителей рыцарской этики
«ЗЕРЦАЛО»